Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Буденовский детский сад «Солнышко» Принято Совет педагогов МБДОУ «Буденовский д/с «Солнышко» Протокол от 22.11.2022 № 2 Утверждено Заведующая МБДОУ «Буденовский д/с «Солнышко» Приказ от 22.11.2022 № 56 Рутц Наталия Александровна Подписано: Рутц Наталия Александровна DN: cn=Рутц Наталия Александровна, c=RU, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "БУДЕНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД "СОЛНЫШКО", email=beyavip@gmail.com Дата: 2022.11.25 15:10:44 +07'00' ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей от 5 до 7 лет муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Буденовский детский сад «Солнышко» Составитель: Заведующая Н. А. Рутц д. Буденовка 2022 г. 1 Содержание 1. 1.1. 1.2. 1.3. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 3. 3.1. 3.1.1. 3.1.2. 3.2. Целевой раздел Пояснительная записка Цели и задачи программы, приоритетные направления Планируемые результаты освоения детьми Программы Содержательный раздел Содержание программы Методы, используемые при реализации Программы Направленность программ дополнительного образования Взаимодействие с родителями (законными представителями) Организационный раздел Организационно-педагогические условия, обеспечивающие развитие воспитанников Кадровое обеспечение программы Материально-техническое обеспечение Программы Календарный учебный график Литература Рабочие программы (Приложение 1, Приложение 2) 2 3 3 4 5 6 6 6 6 6 7 7 8 8 9 10 1. Целевой раздел Пояснительная записка Образовательная общеразвивающая программа дополнительного дошкольного образования дошкольников 5-7лет (далее - Программа) разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: - Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); - приказом Министерства просвещения России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями и дополнениями). Содержание дополнительного образования расширяет возможности личностного развития детей за счёт расширения образовательного пространства ребенка исходя из его потребностей. Дополнительное образование является важнейшей составляющей образовательного пространства, органично сочетающей в себе воспитание, обучение и развитие личности с использованием нестандартных подходов. Дополнительная программа ориентирована на осуществление в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Буденовский детский сад «Солнышко» (далее – ДОУ) комплексного подхода в организации образовательной деятельности по развитию воспитанников: - познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов и формирование познавательных потребностей, накопление знаний, развитие познавательных процессов, практических умений и навыков, формирование интеллекта и социальных компетенций; - ценностно-ориентированная воспитательная деятельность представляет процесс формирования отношения ребенка к себе, людям, к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоение нравственных и духовных принципов и моральных норм жизни людей; - коммуникативная деятельность направлена на создание среды общения и развития ребенка, воспитание культуры поведения и норм общения в социуме; - практико-ориентированная деятельность направлена на формирование способов деятельности, практических умений и навыков; - досуговая деятельность направлена на содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива принадлежит воспитанникам, формирование потребности в содержательном досуге. Дополнительная программа является также средством мотивации развития личности к познанию в процессе разнообразия видов деятельности в различных образовательных областях и направлена на удовлетворение потребностей участников образовательного процесса в развитии их индивидуальных склонностей и способностей. 1.1. 3 Обучение по дополнительным образовательным программам направлено удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников в интеллектуальном, художественно эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья воспитанников; выявление, создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья и творческого самоопределения воспитанников. 1.2. Цели и задачи, приоритетные направления Цель: обеспечение условий, способствующих разностороннему развитию дошкольников. Задачи: - создать условия для удовлетворения индивидуальных потребностей воспитанников в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и физическом развитии; - способствовать духовно-нравственному, гражданско-патриотическому воспитанию детей; - формировать культуру здорового и безопасного образа жизни, укреплять здоровье воспитанников; - создать условия для удовлетворения потребностей детей в занятиях по интересам; - способствовать социализации и формированию общей культуры воспитанников. Системно-деятельностный подход является ведущим при реализации программы. Он предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества, задачам построения российского гражданского патриотического общества на основе уважения его многонационального и поликультурного состава; - ориентацию на достижение цели и основного результата дополнительного образования - развитие личности воспитанников на основе освоения содержания дополнительных общеразвивающих программ, включения в социально-значимую мотивированную деятельность; - учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей воспитанников, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого воспитанников, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов и расширение зоны ближайшего развития. Для успешной реализации Программы дополнительного образования необходимо создание следующих условий: - свободный выбор детьми деятельности; - уважительное отношение к каждому ребенку, его чувствам, потребностям; 4 - свобода выбора ребенком и родителем направления дополнительного образования по желанию из числа предложенных ДОУ; - мониторинг индивидуального развития детей Возраст воспитанников, участвующих в реализации программы – воспитанники от 3 до 7 лет. Срок реализации программы – 1 год. Все дополнительные образовательные услуги в ДОУ оказываются бесплатно. Прием воспитанников на обучение осуществляется на основе свободного выбора воспитанниками совместно с родителями (законными представителями) любого направления, из числа предложенных. Планируемые результаты освоения Программы Результаты освоения дополнительной образовательной программы конкретизированы в программах кружков. Краеведческо-патриотическое направление: - приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям; - воспитание бережного отношения к природе родного края, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе; - ознакомление дошкольников с историческим, культурным географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона; - воспитание чувства гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к ним; - воспитание любви и привязанности к малой Родине. Физкультурно-оздоровительное направление: - повышение уровня физического развития воспитанников; - сохранение и укрепление здоровья детей; - формирование начальных представлений о ценности здорового образа жизни. Методы отслеживания (диагностики) успешности овладения воспитанниками содержанием программы: - педагогическое наблюдение; - педагогический анализ продуктов детской деятельности, участия в мероприятиях, проектах, концертах и т.д. 1.3. 5 2. Содержательный раздел 2.1. Содержание Программы направлено на - создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации; - развитие мотивации к познанию и творчеству; - приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям и формирование основ патриотизма через воспитание любви к своей малой Родине; - укрепление физического и психического здоровья; - создание условий для развития и эмоционального благополучия воспитанников. Содержание программы реализуется через специально организованную деятельность, совместную деятельность воспитателя с воспитанниками, индивидуальную работу с детьми. 2.2. Методы, используемые при реализации Программы - словесные (рассказывание, описание, беседа, объяснение, анализ произведения, ситуации и т.д.); - наглядные (наблюдение, показ иллюстраций, видеоматериалов, показ педагогом приемов исполнения и т.д.); - практические (упражнения; продуктивная деятельность, моделирование, проектная деятельность и т.д.). 2.3. Направленность программ дополнительного образования Краеведческо-патриотическая. Направлена на ознакомление детей с малой Родиной, формирование основ патриотизма и воспитание любви к своей Родине. Физкультурно-оздоровительная. Направлена на физическое развитие и совершенствование воспитанников, сохранение и укрепление их здоровья и приобщение их к здоровому образу жизни, а также направления, предусмотренные приказом Министерства просвещения России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 2.4. Взаимодействие с родителями (законными представителями) Формы взаимодействия ДОУ с семьёй в рамках организации дополнительного образования: приобщение родителей к заочному участию в педагогическом процессе; совместная деятельность педагога и родителей по воспитанию и развитию; беседы с родителями; тематические консультации (по запросам родителей). Методы организации взаимодействия: методы формирования сознания личности (формирование убеждений, взглядов, идеалов): беседы, личный пример взрослых; методы организации деятельности и формирование общественного поведения: общественное мнение, поручение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций; 6 методы стимулирования поведения и деятельности: соревнование, поощрение, благодарность, одобрение; методы самоконтроля и самооценки: педагогическое наблюдение, анализ результатов деятельности. 3. Организационный раздел 3.1. Организационно-педагогические условия, обеспечивающие развитие воспитанников Численный состав кружков определяется в соответствии с Положением о дополнительном образовании воспитанников ДОУ с учетом интересов обучающихся в группах одного или разных возрастов, объединенных по интересам. Занятия могут проводится по подгруппам и индивидуально. Воспитанники могут заниматься в нескольких кружках, а также переходить в процессе обучения из одного кружка в другой. Расписание кружков составляется с учетом интересов и возможностей воспитанников. Кружковая деятельность осуществляется на протяжении всего учебного года в сводное от занятий время, с учетом утвержденных планов образовательной деятельности. Темы образовательной деятельности, формы организации, методы и приёмы решения задач, выбор практического материала варьируются педагогами в зависимости от способностей детей, их интересов и желаний, времени года и других факторов. Последовательность тем может определяться педагогом совместно с детьми. Решение задач развития детей зависит от сложившейся образовательной ситуации, интересов отдельного ребёнка или группы детей. Организуя работу в рамках дополнительного образования, воспитатель учитывает: - интересы воспитанников и добровольность детей при выборе кружка; - возрастные особенности детей; - решение воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой ДОУ; - создание комфортной обстановки, способствующей развитию свободной творческой личности; - нормы нагрузки на ребенка. Особенности организации воспитанников определены направленностью кружковой работы и могут объединять воспитанников разного возраста. Занятия проводятся во второй половине дня по подгруппам и индивидуально. Учебный план № Наименование Количество занятий Форма аттестации модуля в неделю в месяц в год 1 Краеведческо1 4 36 Досуговое мероприятие «Я патриотическая живу в Хакасии» с презентацией воспитанниками 7 «Я живу Хакасии» в результатов итогов продуктивной деятельности по краеведческо-патриотической работе Спортивный праздник Физкультурно1 4 36 оздоровительная «Здоровячок» 3.1.1. Кадровое обеспечение. Педагогическая деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ осуществляется лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее педагогическое образование и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в едином квалификационном справочнике должностей, либо прошедшим профессиональную переподготовку в области образования и педагогической науки. 3.1.2. Материально-техническое и методическое обеспечение Программы Для реализации дополнительного образования в ДОУ имеется: - столы и стулья, стеллажи для хранения дидактических пособий и материалов; - технические средства обучения – музыкальный центр, телевизор, мультимедийное оборудование; - дидактический и иллюстративный материал для ознакомления с окружающим миром, разрезные картинки по теме краеведения; - магнитная доска, - материал для занятий продуктивной деятельностью; - материал по ознакомлению с государственной символикой; - куклы в хакасских и русских костюмах, стилизованные предметы быта хакасов и русских, стилизованная коновязь, пого; - природные материалы, произведения русской и хакасской литературы, - методическая и энциклопедическая литература - спорткомплекс (гимнастическая стенка, кольца, канат); - мячи, обручи, скакалки; - тактильные дорожки и коврики для профилактики плоскостопия; - гимнастические палки, Методическое обеспечение Программы включает формы, методы и приемы организации образовательного процесса, дидактические и методические материалы, материально-техническое оснащение дополнительной образовательной деятельности. Структура организации деятельности по дополнительному обучению включает ознакомление с темой, практические занятия, систематизация и обобщение, итоговые мероприятия. Выделяются следующие формы коммуникативного взаимодействия: экскурсия, проблемно-игровые ситуации, игра-путешествие, проектная деятельность, досуги, развлечения, эстафеты и т.д. Методический комплекс предоставлен рабочими программами кружков (Приложение 1, Приложение 2), методической литературой, прикладной методической продукцией (разработки досугов, развлечений и т.д.). Для реализации 2 8 Программы используются современные информационно-методические условия – электронные образовательные ресурсы, информационные технологии, использование инфраструктуры д. Буденовка (библиотека, краеведческий мини-музей д. Буденовка и др.). 3.2. Календарный учебный график Продолжительность учебного года 36 недель Начало 1 сентября Окончание 31 мая Недельная образовательная нагрузка 1 раз в неделю Образовательная деятельность осуществляется в ходе совместной деятельности воспитателя и воспитанников преимущественно во второй половине дня, образовательные задачи оздоровительной направленности решаются и в ходе режимных моментов. Продолжительность образовательной 5 лет - не более 25 минут деятельности 6 лет – не более 30 минут Продолжительность каникул 1. 31.10.2022 – 04.11.2022 2. 26.12.2022 – 08.01.2022 3. 02.05.2022 – 10.05.2022 Срок аттестации май 9 Литература 1. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях, Т.К. Марченко, Ю. Ф. Змановский, М., 1996; 2. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей ДОУ, под. ред. З. И. Бересневой, ТЦ Сфера, М., 2003; 3. Игры, которые лечат (для детей от 1 года до 3 лет) Галанов А.С., ТЦ Сфера, М., 2003 г.; 4. Картина мир для детей 3-4 года, Е. Г. Андреевская, изд. Ювента, 2013 г.; 5. Картина мир для детей 4-5 лет, Е. Г. Андреевская, изд. Ювента, 2013 г.; 6. Картина мир для детей 5-6 лет, Е. Г. Андреевская, изд. Ювента, 2013 г.; 7. Картина мира. Е.Г. Андреевская. Рабочая тетрадь 4-5 лет. Издательство ЮВЕНТА. 2013 г.; 8. Картина мира. Е.Г. Андреевская. Рабочая тетрадь 5-6 лет. Издательство ЮВЕНТА. 2013 г.; 9. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях, В. И. Орел, С. Н. Агаджанова, Детство – Пресс, СПб.,2008 г.; 10. Сценарии оздоровительных досугов для детей 4-5 лет, М. Картушина, ТЦ Сфера, М., 2005 г.; 11. Физическое развитие детей в детском саду, Щербак А. П., Академия развития, М., 2008 г.; 12. Уроки природоведения О. Александрова, изд. Эксмо, М., 2010 г. 13. Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста, Л. В. Челтыгмашева, ГБУ «Хакасское книжное издательство», А., 2019 г. 14. Явления природы, А. В. Цветков, К. Ю. Шатохина; ООО «Вако», 2016 г. 10