Программа дополнительного образования

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Буденовский детский сад «Солнышко»
Принято
Совет педагогов МБДОУ
«Буденовский д/с «Солнышко»
Протокол от 22.11.2022 № 2

Утверждено
Заведующая МБДОУ
«Буденовский д/с «Солнышко»
Приказ от 22.11.2022 № 56
Рутц Наталия
Александровна

Подписано: Рутц Наталия Александровна
DN: cn=Рутц Наталия Александровна,
c=RU, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "БУДЕНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ
САД "СОЛНЫШКО",
email=beyavip@gmail.com
Дата: 2022.11.25 15:10:44 +07'00'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
для детей от 5 до 7 лет
муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
«Буденовский детский сад «Солнышко»

Составитель:
Заведующая Н. А. Рутц

д. Буденовка
2022 г.
1

Содержание
1.
1.1.
1.2.
1.3.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
3.
3.1.
3.1.1.
3.1.2.
3.2.

Целевой раздел
Пояснительная записка
Цели и задачи программы, приоритетные направления
Планируемые результаты освоения детьми Программы
Содержательный раздел
Содержание программы
Методы, используемые при реализации Программы
Направленность программ дополнительного образования
Взаимодействие с родителями (законными представителями)
Организационный раздел
Организационно-педагогические условия, обеспечивающие
развитие воспитанников
Кадровое обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение Программы
Календарный учебный график
Литература
Рабочие программы (Приложение 1, Приложение 2)

2

3
3
4
5
6
6
6
6
6
7
7
8
8
9
10

1. Целевой раздел
Пояснительная записка
Образовательная
общеразвивающая
программа
дополнительного
дошкольного образования дошкольников 5-7лет (далее - Программа) разработана в
соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- приказом Министерства просвещения России от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями и
дополнениями).
Содержание дополнительного образования расширяет возможности
личностного развития детей за счёт расширения образовательного пространства
ребенка исходя из его потребностей. Дополнительное образование является
важнейшей составляющей образовательного пространства, органично сочетающей в
себе воспитание, обучение и развитие личности с использованием нестандартных
подходов.
Дополнительная программа ориентирована на осуществление в
Муниципальном
бюджетном
дошкольном
образовательном
учреждении
«Буденовский детский сад «Солнышко» (далее – ДОУ) комплексного подхода в
организации образовательной деятельности по развитию воспитанников:
- познавательная деятельность направлена на развитие познавательных
интересов и формирование познавательных потребностей, накопление знаний,
развитие познавательных процессов, практических умений и навыков,
формирование интеллекта и социальных компетенций;
- ценностно-ориентированная воспитательная деятельность представляет
процесс формирования отношения ребенка к себе, людям, к миру, формирования
убеждений, взглядов, усвоение нравственных и духовных принципов и моральных
норм жизни людей;
- коммуникативная деятельность направлена на создание среды общения и
развития ребенка, воспитание культуры поведения и норм общения в социуме;
- практико-ориентированная деятельность направлена на формирование
способов деятельности, практических умений и навыков;
- досуговая деятельность направлена на содержательный, развивающий
отдых, свободное общение, в котором инициатива принадлежит воспитанникам,
формирование потребности в содержательном досуге.
Дополнительная программа является также средством мотивации развития
личности к познанию в процессе разнообразия видов деятельности в различных
образовательных областях и направлена на удовлетворение потребностей
участников образовательного процесса в развитии их индивидуальных склонностей
и способностей.
1.1.

3

Обучение по дополнительным образовательным программам направлено
удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников в интеллектуальном,
художественно эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях
физической культурой и спортом; формирование культуры здорового и безопасного
образа жизни, укрепление здоровья воспитанников; выявление, создание и
обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья
и творческого самоопределения воспитанников.
1.2. Цели и задачи, приоритетные направления
Цель: обеспечение условий, способствующих разностороннему развитию
дошкольников.
Задачи:
- создать условия для удовлетворения индивидуальных потребностей воспитанников
в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и физическом
развитии;
- способствовать духовно-нравственному, гражданско-патриотическому воспитанию
детей;
- формировать культуру здорового и безопасного образа жизни, укреплять здоровье
воспитанников;
- создать условия для удовлетворения потребностей детей в занятиях по интересам;
- способствовать социализации и формированию общей культуры воспитанников.
Системно-деятельностный подход является ведущим при реализации программы. Он
предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям
современного общества, задачам построения российского гражданского
патриотического общества на основе уважения его многонационального и
поликультурного состава;
- ориентацию на достижение цели и основного результата дополнительного
образования - развитие личности воспитанников на основе освоения содержания
дополнительных общеразвивающих программ, включения в социально-значимую
мотивированную деятельность;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
особенностей воспитанников, роли и значения видов деятельности и форм общения
при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
разнообразие
индивидуальных
образовательных
траекторий
и
индивидуального развития каждого воспитанников, обеспечивающих рост
творческого потенциала, познавательных мотивов и расширение зоны ближайшего
развития.
Для успешной реализации Программы дополнительного образования необходимо
создание следующих условий:
- свободный выбор детьми деятельности;
- уважительное отношение к каждому ребенку, его чувствам, потребностям;
4

- свобода выбора ребенком и родителем направления дополнительного
образования по желанию из числа предложенных ДОУ;
- мониторинг индивидуального развития детей
Возраст воспитанников, участвующих в реализации программы – воспитанники
от 3 до 7 лет.
Срок реализации программы – 1 год.
Все дополнительные образовательные услуги в ДОУ оказываются бесплатно.
Прием воспитанников на обучение осуществляется на основе свободного
выбора воспитанниками совместно с родителями (законными представителями)
любого направления, из числа предложенных.
Планируемые результаты освоения Программы
Результаты
освоения
дополнительной
образовательной
программы
конкретизированы в программах кружков.
Краеведческо-патриотическое направление:
- приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным
достопримечательностям;
- воспитание бережного отношения к природе родного края, его
достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
- ознакомление дошкольников с историческим, культурным географическим,
природно-экологическим своеобразием родного региона;
- воспитание чувства гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное
отношение к ним;
- воспитание любви и привязанности к малой Родине.
Физкультурно-оздоровительное направление:
- повышение уровня физического развития воспитанников;
- сохранение и укрепление здоровья детей;
- формирование начальных представлений о ценности здорового образа
жизни.
Методы отслеживания (диагностики) успешности овладения воспитанниками
содержанием программы:
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ продуктов детской деятельности, участия в мероприятиях,
проектах, концертах и т.д.
1.3.

5

2.

Содержательный раздел

2.1.
Содержание Программы направлено на
- создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой
самореализации;
- развитие мотивации к познанию и творчеству;
- приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям и формирование
основ патриотизма через воспитание любви к своей малой Родине;
- укрепление физического и психического здоровья;
- создание условий для развития и эмоционального благополучия воспитанников.
Содержание программы реализуется через специально организованную
деятельность, совместную деятельность воспитателя с воспитанниками,
индивидуальную работу с детьми.
2.2.
Методы, используемые при реализации Программы
- словесные (рассказывание, описание, беседа, объяснение, анализ произведения,
ситуации и т.д.);
- наглядные (наблюдение, показ иллюстраций, видеоматериалов, показ педагогом
приемов исполнения и т.д.);
- практические (упражнения; продуктивная деятельность, моделирование, проектная
деятельность и т.д.).
2.3. Направленность программ дополнительного образования
Краеведческо-патриотическая. Направлена на ознакомление детей с малой
Родиной, формирование основ патриотизма и воспитание любви к своей Родине.
Физкультурно-оздоровительная. Направлена на физическое развитие и
совершенствование воспитанников, сохранение и укрепление их здоровья и
приобщение их к здоровому образу жизни,
а также направления, предусмотренные приказом Министерства просвещения
России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам».
2.4. Взаимодействие с родителями (законными представителями)
Формы взаимодействия ДОУ с семьёй в рамках организации дополнительного
образования:
приобщение родителей к заочному участию в педагогическом процессе;
совместная деятельность педагога и родителей по воспитанию и развитию;
беседы с родителями;
тематические консультации (по запросам родителей).
Методы организации взаимодействия:
методы формирования сознания личности (формирование убеждений,
взглядов, идеалов): беседы, личный пример взрослых;
методы организации деятельности и формирование общественного
поведения: общественное мнение, поручение, упражнение, создание
воспитывающих ситуаций;
6

методы стимулирования поведения и деятельности: соревнование,
поощрение, благодарность, одобрение;
методы самоконтроля и самооценки: педагогическое наблюдение, анализ
результатов деятельности.
3.
Организационный раздел
3.1.
Организационно-педагогические
условия,
обеспечивающие
развитие воспитанников
Численный состав кружков определяется в соответствии с Положением о
дополнительном образовании воспитанников ДОУ с учетом интересов обучающихся
в группах одного или разных возрастов, объединенных по интересам.
Занятия могут проводится по подгруппам и индивидуально. Воспитанники могут
заниматься в нескольких кружках, а также переходить в процессе обучения из одного
кружка в другой.
Расписание кружков составляется с учетом интересов и возможностей
воспитанников. Кружковая деятельность осуществляется на протяжении всего
учебного года в сводное от занятий время, с учетом утвержденных планов
образовательной деятельности. Темы образовательной деятельности, формы
организации, методы и приёмы решения задач, выбор практического материала
варьируются педагогами в зависимости от способностей детей, их интересов и
желаний, времени года и других факторов. Последовательность тем может
определяться педагогом совместно с детьми. Решение задач развития детей зависит
от сложившейся образовательной ситуации, интересов отдельного ребёнка или
группы детей.
Организуя работу в рамках дополнительного образования, воспитатель
учитывает:
- интересы воспитанников и добровольность детей при выборе кружка;
- возрастные особенности детей;
- решение воспитательных и образовательных задач в единстве с основной
программой ДОУ;
- создание комфортной обстановки, способствующей развитию свободной
творческой личности;
- нормы нагрузки на ребенка.
Особенности организации воспитанников определены направленностью
кружковой работы и могут объединять воспитанников разного возраста.
Занятия проводятся во второй половине дня по подгруппам и индивидуально.
Учебный план
№ Наименование
Количество занятий
Форма аттестации
модуля
в неделю в месяц в год
1 Краеведческо1
4
36
Досуговое мероприятие «Я
патриотическая
живу
в
Хакасии»
с
презентацией воспитанниками
7

«Я
живу
Хакасии»

в

результатов
итогов
продуктивной деятельности по
краеведческо-патриотической
работе
Спортивный праздник

Физкультурно1
4
36
оздоровительная
«Здоровячок»
3.1.1. Кадровое обеспечение.
Педагогическая
деятельность
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ осуществляется лицами, имеющими среднее
профессиональное или высшее педагогическое образование и отвечающими
квалификационным требованиям, указанным в едином квалификационном
справочнике должностей, либо прошедшим профессиональную переподготовку в
области образования и педагогической науки.
3.1.2. Материально-техническое и методическое обеспечение Программы
Для реализации дополнительного образования в ДОУ имеется:
- столы и стулья, стеллажи для хранения дидактических пособий и материалов;
- технические средства обучения – музыкальный центр, телевизор, мультимедийное
оборудование;
- дидактический и иллюстративный материал для ознакомления с окружающим
миром, разрезные картинки по теме краеведения;
- магнитная доска,
- материал для занятий продуктивной деятельностью;
- материал по ознакомлению с государственной символикой;
- куклы в хакасских и русских костюмах, стилизованные предметы быта хакасов и
русских, стилизованная коновязь, пого;
- природные материалы, произведения русской и хакасской литературы,
- методическая и энциклопедическая литература
- спорткомплекс (гимнастическая стенка, кольца, канат);
- мячи, обручи, скакалки;
- тактильные дорожки и коврики для профилактики плоскостопия;
- гимнастические палки,
Методическое обеспечение Программы включает формы, методы и приемы
организации образовательного процесса, дидактические и методические материалы,
материально-техническое оснащение дополнительной образовательной деятельности.
Структура организации деятельности по дополнительному обучению включает
ознакомление с темой, практические занятия, систематизация и обобщение, итоговые
мероприятия.
Выделяются следующие формы коммуникативного взаимодействия: экскурсия,
проблемно-игровые ситуации, игра-путешествие, проектная деятельность, досуги,
развлечения, эстафеты и т.д.
Методический комплекс предоставлен рабочими программами кружков
(Приложение 1, Приложение 2), методической литературой, прикладной
методической продукцией (разработки досугов, развлечений и т.д.). Для реализации
2

8

Программы используются современные информационно-методические условия –
электронные образовательные ресурсы, информационные технологии, использование
инфраструктуры д. Буденовка (библиотека, краеведческий мини-музей д. Буденовка
и др.).
3.2.

Календарный учебный график

Продолжительность учебного года

36 недель
Начало 1 сентября
Окончание 31 мая
Недельная образовательная нагрузка
1 раз в неделю
Образовательная деятельность осуществляется в ходе совместной
деятельности воспитателя и воспитанников преимущественно во второй
половине дня, образовательные задачи оздоровительной направленности
решаются и в ходе режимных моментов.
Продолжительность образовательной 5 лет - не более 25 минут
деятельности
6 лет – не более 30 минут
Продолжительность каникул
1. 31.10.2022 – 04.11.2022
2. 26.12.2022 – 08.01.2022
3. 02.05.2022 – 10.05.2022
Срок аттестации
май

9

Литература
1. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях, Т.К.
Марченко, Ю. Ф. Змановский, М., 1996;
2. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей ДОУ, под. ред. З. И. Бересневой,
ТЦ Сфера, М., 2003;
3. Игры, которые лечат (для детей от 1 года до 3 лет) Галанов А.С., ТЦ Сфера, М., 2003
г.;
4. Картина мир для детей 3-4 года, Е. Г. Андреевская, изд. Ювента, 2013 г.;
5. Картина мир для детей 4-5 лет, Е. Г. Андреевская, изд. Ювента, 2013 г.;
6. Картина мир для детей 5-6 лет, Е. Г. Андреевская, изд. Ювента, 2013 г.;
7. Картина мира. Е.Г. Андреевская. Рабочая тетрадь 4-5 лет. Издательство ЮВЕНТА.
2013 г.;
8. Картина мира. Е.Г. Андреевская. Рабочая тетрадь 5-6 лет. Издательство ЮВЕНТА.
2013 г.;
9. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях, В. И. Орел,
С. Н. Агаджанова, Детство – Пресс, СПб.,2008 г.;
10. Сценарии оздоровительных досугов для детей 4-5 лет, М. Картушина, ТЦ
Сфера, М., 2005 г.;
11. Физическое развитие детей в детском саду, Щербак А. П., Академия развития,
М., 2008 г.;
12. Уроки природоведения О. Александрова, изд. Эксмо, М., 2010 г.
13. Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного и младшего школьного
возраста, Л. В. Челтыгмашева, ГБУ «Хакасское книжное издательство», А., 2019 г.
14. Явления природы, А. В. Цветков, К. Ю. Шатохина; ООО «Вако», 2016 г.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».